Душевное расстройство Катерины (пьеса)

Тема в разделе "Творчество", создана пользователем Rederick_Asher, 7 июн 2014.

  1. Rederick_Asher

    Rederick_Asher

    Регистрация:
    12 май 2013
    Сообщения:
    78
    Душевное расстройство Катерины

    Пьеса в 3х актах, по произведению Островского "Гроза".

    [​IMG]



    АКТ-1

    Отыграл оркестр свои репетиции, настроил инструменты.
    Медленно гаснет свет. Гул в зале прекращается.
    Сцена закрыта занавесом.
    Я выхожу на сцену. Обвожу зал взглядом. Затем закрываю глаза, опускаю голову, откашливаюсь.
    Я поднимаю голову и открываю глаза. В них теперь не отражается зал. В них море. За задними рядами зала еле слышится звук плещущихся волн. Он ненавязчиво становится громче.
    Я один.
    - Ах знала ли несчастная Катерина о своей нелёгкой судьбе?
    - Откуда? - голос из-за кулис.
    Выходит дворник с метлой. Подметает.
    - Зато благодаря ней, у нас в деревне вот такенное здание отгрохали, не переставая подметать, продолжает дворник, - Кабы не она, я бы без работы сидел. А так дворником тут. Хоть какие-нибудь деньги. Эх, спасибо Катерине, кабы не она, совсем без денег был. Зачах бы.
    - И как же она помогла вам?
    - А ты садись, я всё расскажу…
    Прожектора медленно гаснут.
    Когда сцена вновь освещается, на ней уже нет двух человек, зато трава, терем, колодец и якорь у колодца с цепью, на другом конце которой ведро. Дверь терема распахивается и оттуда выбегает девушка. Выбегает легко, изящно. Можно сказать выпархивает.
    Катерина. Это сразу всем понятно. По тому как, не успела она сделать и пару шагов, как из терема раздаётся женский голос: КАТЕРИНА!!!
    Девушка оборачивается.
    - Что, матушка?
    - Воды принеси, дурно мне.
    - Хорошо, матушка.
    - Да живо!
    Катерина лёгкой летящей походкой подбегает к колодцу нежно берёт ведро и изящно спускает его в колодец, пропуская цепь через чистую женскую ладонь.
    Слышится всплеск воды.
    Катерина так же непринужденно вытягивает ведро.
    Немного накренившись в одну сторону под тяжестью ведра, она подходит к избе. Вот только дверь открывается наружу.
    - Матушка, открой дверь.
    - Ты что, ополоумела? Забыла - ДУРНО МНЕ! Сама открой.
    - Хорошо матушка.
    И Катерина ставит ведро, открывает дверь, припирает его камнем, берёт ведро уходит в избу. Возвращается, убирает камень и закрывает дверь.
    Всё это, девушка делает непринужденно, создаётся впечатление, что всё происходит само, а Катерина лишь танцует рядом.
    Из избы доносятся голоса:
    - Кружку принеси.
    - Хорошо, матушка.
    Гаснет свет.

    Когда он вновь загорается, Катерина граблями собирает осенние листья.
    Потом вдруг останавливается, смотрит в даль. Взгляд у неё оживает. Она оборачивается, смотрит на избу странным взглядом загнанного зверя.
    Потом как можно тише кладёт грабли и, уже мгновение спустя, летит в том направлении, что оживило её взгляд.
    - КАТЕРИНА! - опять крик из избы.
    Катерина спотыкается. Падает. Но встаёт, отряхивает платье.
    - КАТЕРИНА! голос более настойчив.
    - Что, Матушка?
    - Дурно мне, воды принеси.
    - Хорошо, матушка
    Катерина подходит к колодцу берёт ведро и медленно опускает его в колодец.
    Потом вытягивает его и уносит в избу
    Всё та же манипуляции с камнем, разве что на этот раз, всё происходит не так плавно и изящно. Видно, что девушка заставляет себя это делать.
    Дверь закрывается.
    Голоса:
    - Тебе принести кружку, матушка?
    - НЕТ, - ехидным голосом, отвечает матушка, - я из ведра пить буду.
    И тихо, но всем слышно: И уродилась же такая.
    Вдруг раздаётся звон и грохот. Слышится, как ведро катится по деревянным половицам.
    Не замедлил раздаться и крик:
    - ТЫ Б ЕЩЁ НА ГОЛОВУ МНЕ ВЕДРО ПОСТАВИЛА!!!
    Гаснет свет.

    Когда он загорается, Катерина развешивает на верёвках мокрые простыни.
    Крик из избы:
    - КАТЕРИНА!!!
    - Что, матушка, воды, дурно вам?
    Из избы выходит колоритная женщина с окурком в зубах. На ней надета грязная, местами рваная, тельняшка и кружевные кальсоны. На ногах видавшие лучшие времена тапочки.
    - Ты что, совсем спятила?
    Катерина виновато смотрит в пол. Женщина сплёвывает окурок и подходит к Катерине.
    - На вот, - женщина пихает в руку Катерины деньги, - сгоняй в город. Да купи сама знаешь чего и сколько. И ЖИВО!
    При слове \"город\", Катерина поднимает голову, лицо её сияет радостью.
    - Поняла? спрашивает женщина.
    Катерина кивает. И, прижав деньги к груди, убегает. Бег её лёгок и стремителен.
    Гаснет свет

    АКТ-2

    Повторяется первая сцена у терема. Там, где Катерина изящна и легка.
    Сцена заканчивается всё тем же гаснущим освещением.

    ...Загорается свет.
    На этот раз, Катерина, стоя на табуретке, моет окно.
    - КАТЕРИНА! раздаётся крик из избы.
    Катерина вздрагивает, теряет равновесие, табуретка становится на две ножки вот-вот упадёт. Но Катерина хватается за створку окна и тем самым спасает себя от падения.
    - КАТЕРИНА! вновь крик из избы.
    - Да, матушка.
    - Принеси мне воды, дурно мне.
    - Хорошо, матушка.
    Катерина вешает тряпку на створку окна, за которую держалась и слезает с табуретки. Подходит к колодцу. Останавливается. Несколько мгновений смотрит на ведро, стоящее на краю колодца. Затем тихонечко трогает его рукой, из-за чего ведро падает в колодец, утаскивая за собой цепь, к которой приковано.
    Катерина будто застыла. А цепь всё затягивает и затягивает в колодец. Наконец раздаётся всплеск воды. Цепь ещё некоторое время затягивает в колодец. Наконец она натягивается, прикованная к большому якорю, она не может вся уйти в колодец. Катерина какое-то время стоит неподвижно. Затем, немного вздрогнув, она выходит из оцепенения и, медленно вытягивает ведро. Когда ведро оказывается на поверхности, Катерина берёт его двумя руками и тащит к дому. Вода плещется из ведра. Белое платье Катерины по колено намокло и прилипло к ногам. Сквозь его белизну проступают бледно-розовые ноги Катерины. Подойдя к двери, она пинает её нагой. Дверь от пинка немного приоткрывается и Катерина успевает просунуть в образовавшуюся щель ногу. Открыв дверь ногой, Катерина заходит в дом. Дверь остаётся открытой.
    - Вот вода, матушка. Матушка? МАТУШКА!
    Катерина выбегает из дома, в глазах у неё ужас. Она спотыкается о намокшее платье, надрывает его, падает. Руками разрывает платье, отрывая намокшую часть и кидает её в сторону. Поднимается и убегает.
    Гаснет свет.

    Когда загорается свет, открывается всё та же панорама. Дом, колодец, якорь, цепь, ведро. На фоне этого, Катерина стирает в тазике.
    Из дома выходит матушка в обнимку с фельдшером. На этот раз на маменьке красный бархатный халат, сигарета на длинном мундштуке, на ногах фиолетовые пушистые тапочки.
    Фельдшер в костюме тёмно-песочного цвета. На носу круглые очки, в правой руке, которой он обнимает маменьку, шляпа с узкими полями, а в левой саквояж с красным крестом.
    - Катенька, - говорит матушка, - мы, с Петром Николаевичем, сейчас в город, так что ты не скучай.
    - Матушка, может я сама в город сбегаю?
    - Да будет тебе, набегалась уже.
    Фельдшер целует матушку в шею, та смеётся и игриво бьёт его ладонью. Смеясь они заходят в дом.
    Катерина тяжело вздыхает.
    Гаснет свет

    Свет загорается. Во дворе полный бардак.
    Ведро помято.
    Цепь сорвана и привязана к собаке (плюшевой).
    Плюшевая собака тявкает и время от времени делает кувырок через голову.
    На веревке весит местами рваное и грязное бельё.
    Одно из стекол окна треснуто и заклеено медицинским пластырем.
    Дверь раскрыта нараспашку. Грабли воткнуты в косяк двери и явно мешает проходу.
    От ветра дверь со страшным скрипом то открывается, то закрывается. Но до конца закрыться не может - ударяется о грабли.
    Из тьмы избы показывается Катерина. Смотрит в зал.
    Её не узнать.
    Под глазами синяки бессонницы. Белое платье у ног клочьями изорвано.
    На голове венок из сухих репейников и ромашек
    Катерина аккуратно протиснувшись между граблями и косяком двери выходит во двор.
    Подходит к колодцу.
    Смотрит в него.
    - Где же ты, Му-Му... Му-Му... - заикается Катерина, - му-мудрая Каштанка?..
    - Да, Чапай с тобой, - машет она рукою.
    Она оборачивается, случайно спихивая локтём помятое ведро в колодец.
    Смотрит на тявкающую плюшевую собачку.
    Берёт её на руки, зажимает ей пасть, из-за чего тявканье становится приглушенным, но не менее тихим.
    - Одни мы с тобой остались, Татошка... Опостылело мне здесь, родная, мочи нет. И дороги из жёлтого кирпича не видно. Всё травой заросло.
    Тут гавканье становится ниже и протяжнее, как будто плёнку зажевало.
    - Да и у тебя батарейки садятся. А в город нельзя. На кого ж я хозяйство оставлю?
    И Катерина обводит рукой всю панораму хаоса, как бы показывая что именно она боится оставить.
    Тут же не замедлила и отвалиться та самая ставня, за которую Катерина хваталась, когда мыла окно.
    - Уж столько времени прошло, как матушки не видать.
    Катерина тяжело вздыхает. Смотрит на небо. Потом на собачку в руках. Затем подкидывает собачку в воздух. Собачка падает в колодец. Катерина провожает взглядом её полёт.
    - Эх, и почему люди не летают как птицы? – глядя на колодец, задумчиво произносит Катерина.
    Вдруг раздаётся мелодия \"КУКАРАЧА\" исполняемая автомобильным клаксоном.
    На сцену заезжает машина (точнее её передняя часть - бампер, капот, и колёса)
    Слышится хлопанье дверей
    Выходят маменька и фельдшер.
    Вид у них, как у японцев с Нагасаки, во время памятного взрыва. На маменьке надето вечернее платье с глубоким декольте.
    - Ни хрена себе!? - только и выдаёт маменька...
    - А я уж думал, это мы \"погуляли\", - это уже фельдшер.
    - Маменька!!! - слёзы градом льются из глаз Катерины.
    Она бросается обнимать матушку. Целует её. Пытается поднять, но ей явно это не под силу
    - Приехали! Наконец! Я так заждалась...
    - Катенька... - с голосом, которым в пору озвучивать зомбированых прихожан, говорит матушка, - мы ведь только сегодня утром были здесь. Что здесь произошло?
    - Здесь век прошёл без вас, матушка! - плачет Катерина.
    - И век здесь убирать, - говорит себе под нос фельдшер, выдёргивая из ботинка доску с гвоздём.
    Маменька медленно закипает.
    Становится под цвет того халата, в котором была с утра, хотя красный цвет её лица и не идёт её нынешнему наряду.
    - ЧТО! ЗДЕСЬ! ПРО-ИС-ХО-ДИТ!!!? - чуть ли не выгавкивает матушка.
    - Я... я... я... ску-ску-чала... – пятясь заикается Катерина.
    Матушка хватается за голову. И так, держа руками голову, она подходит к дому, садится на лавку и с криком вскакивает.
    Ошалело смотрит на фельдшера, затем на Катерину.
    Потом резко оборачивается и смотрит на лавку.
    Прищуривается и смотрит более пристально.
    Затем поднимает с лавки веретено.
    Несколько мгновений смотрит на него, держа близко-близко к лицу.
    Потом всем корпусом поворачивается к Катерине и фельдшеру, при этом держа веретено всё в том же положении от лица, как и раньше.
    - Это... это...
    - Это веретено, матушка, - почему-то краснея говорит Катерина, - пряла я.
    Матушка мотает головой выходя из оцепенения. Взгляд её сфокусировался на Катерине. Она с остервенением кидает веретено на землю.
    Гаснет свет и, во время этого, явно слышится, что матушка начинает рычать...

    АКТ-3

    Свет загорается.
    Катерина приколачивает отвалившуюся ставню окна.
    Под глазом у неё уже не синяк бессонницы, а самый настоящий фингал.
    Машины во дворе нет.
    Из избы выходят фельдшер и маменька.
    Вся сцена медленно, почти незаметно уходит в полумрак, а маменька и фельдшер ненавязчиво освещены прожектором. Катерина, как бы уходит на задний план.
    - Понимаете, Марфа Игнатьевна, - говорит фельдшер, - мне сложно сказать, что твориться с Катериной.
    - Может хахаль у неё в городе? - спрашивает маменька.
    - А может дилер. Сложно сказать.
    Тут из полумрака заднего плана выходит Катерина.
    - Я всё убрала и всё починила, могу ли я в город отлучиться, маменька?
    - Всё, говоришь? - спрашивает маменька кладя руки на пояс.
    - Всё, - кивает Катерна.
    - А ведро из колодца что, фельдшер доставать будет?
    Пётр Николаевич икает.
    - А ну живо!
    - Да, матушка, - тяжело вздыхает Катерина и, кивнув головой, мелкими, но быстрыми-быстрыми шажками, убегает в сторону колодца.
    Она вновь становится в тени - задним планом
    - Ох, - продолжает матушка, обращаясь к фельдшеру, - и не знаю даже. Может и дилер.
    - Всё может быть, - кивает фельдшер.
    В это время, Катерина наматывает себе цепь на шею.
    - Вы знаете, - говорит фельдшер, - в моёй практике, подобных случаев, конечно, не было. Городок у нас маленький. Деревня, можно сказать.
    - Да, да... - участливо кивает матушка.
    В это время, Катерина пытается поднять якорь.
    - Но вот у одного моего знакомого коллеги из большого города, - продолжает фельдшер, - Наверняка были подобные случаи.
    - Может связаться с ним?
    Катерина явно не под силу поднять якорь.
    Она оставляет попытки поднять его своими силами.
    Бежит к дому.
    Но цепь натягивается и она падает.
    Встаёт и двумя руками дёргает цепь на себя.
    - Надо, надо, обязательно надо, Марфа Игнатьевна.
    - Как скоро вы сможете с ним переговорить?
    - Видите ли, Марфа Игнатьевна, у нас в городе недавно гроза была. Телеграф не работает и боюсь не скоро его починят.
    В это время, Катерина выдёргивает цепь, которая до этого была прижата якорем к земле (видимо удалось Катерине немного приподнять якорь).
    Теперь радиус её свободы намного шире.
    Она подбегает к дому и достаёт лом, который висел на щите пожарной безопасности слева от двери (справа находилось окно).
    Бежит обратно.
    С помощью лома, она поддевает якорь и тот падает в колодец.
    Он утаскивает за собой цепь, а затем и саму Катерину.
    Матушка и фельдшер этого не замечают.
    - ...Но как только его починят, сразу же свяжусь с ним. А пока, держите её под замком и ни в коем случае не пускайте её в город. Ясно?
    - Да.
    Занавес.

    На сцену, с одной стороны - выхожу я, а с другой - дворник.
    - Вот так оно и было, - говорит дворник.
    - А при чём тут ваша работа? - спрашиваю я.
    - Дык, - усмехается дворник, - благодаря ней, тут дурку и построили.

    Конец.

    21.09.2005 (C) Rederick Asher
     

Поделиться этой страницей