НФ в советской мультипликации.

Тема в разделе "Поиск и обмен", создана пользователем twista, 11 окт 2010.

  1. twista

    twista

    Регистрация:
    29 июн 2007
    Сообщения:
    154
    Вместо предисловия. Долгое время искал и не мог найти мультфильм увиденный ещё в детстве моём, мультфильм который возможно посеял зерно любви к жанру НФ, мультфильм просмотрев который я чуть не "съехал". в памяти о нём было лишь что-то смутное "какие-то космонавты" "они превращались в того кого убивали" и прочая психоделика. Этот мультфильм называется "УРОК" - жестокий урок который преподала природа недальновидным исследователям, мультфильм который оставил след в моей памяти. Возможно некоторые читатели, найдут ниже работы которые давно искали.

    Фантастику считали "недоискусством", литературой для детей и подростков, полигоном для начинающих авторов... возможно именно поэтому фантастика и мультипликация нашли друг друга. И на стыке этих жанров было рождено немало шедевров. Конец пятидесятых годов ознаменовался взлетом фантастики литературной. Авторы, породившие так называемую "третью волну советской фантастики", на несколько десятилетий стали законодателями мод. Примерно то же случилось и с советской мультипликацией. Но несколько позже. В первой половине шестидесятых возникла целая когорта замечательных режиссеров, а после создания в 1953 году творческого объединения кукольных фильмов в рамках "Союзмультфильма" объемная мультипликация получила мощный импульс для дальнейшего развития.

    Вступление в научно-фантастические 60-е рисованная анимация отметила банальным "Мурзилкой в космосе" (1960, реж. Б.Степанцев и Е.Райковский). Это выглядело, скорее, как дань новой моде на все фантастическое. Кукольная мультипликация порадовала полнометражной "Баней" (1962, реж. С.Юткевич) и двухчастевым "Летающим пролетарием" (1962, реж. И.Боярский, И.Иванов-Вано), снятым по произведениям В.Маяковского. Сценарий последнего был написан А.Галичем, что в дальнейшем сказалось на экранной судьбе мультфильма.

    В 1961 году Федор Хитрук для любителей фантастики и серьезного кино снимает "Человек в рамке" (1966), фантастической комедии о роли женщины в обществе "Дарю тебе звезду" (1974, специальный приз жюри в Канне) и антиутопии "Остров" (1973, Гран-при Каннского фестиваля).

    В 1966 году жестким социально-сюрреалистическим фильмом о кругосветном путешествии чиновника "Жил-был Козявин" дебютирует в мультипликации Андрей Хржановский, впоследствии снявший известные притчи "Стеклянная гармоника" (1968), "Шкаф" (1971), а также экранизацию знаменитого рассказа Рэя Брэдбери "Бабочка" (1972).

    Эстафету у Хржановского в технике "плоской марионетки" принимает и доводит почти до совершенства другой дебютант Юрий Норштейн, фильм которого "Сказка сказок" (1979), выполненный в необычном для анимации стиле "поток сознания", неоднократно назывался критиками "лучшим мультфильмом всех времен и народов".

    Возникают интересные режиссерские школы, в частности, на Украине, в Грузии и Армении. Весьма ярко периферийная мультипликация заявляет себя и на студии "Таллинфильм". Родоначальники эстонской мультипликации Эльберт Туганов и Хейно Парс неоднократно обращаются к фантастике. Можно вспомнить такие фильмы, как "Отть в космосе", "Почти невероятная история" и научно-сказочный цикл Туганова об Атомике, а также "Яак и робот" Парса. В начале семидесятых приходит в мультипликацию один из самых интересных режиссеров анимации - Рейн Раамат.

    Уже его ранние мини-сюжеты "Голубой метеорит" (1971) и "Чудо" (1973) выполнены в оригинальной манере, впоследствии получившей название "тотальная мультипликация". Это сложный по технике исполнения стиль рисованной анимации, в котором иллюзия трехмерности создается за счет постоянного изменения точки зрения на рисованные предметы. В таком же стиле снят и один из самых значительных фильмов Петрова - "Полигон" (1978). Поставленный по известному антимилитаристскому рассказу Севера Гансовского, он снят в весьма реалистичной манере, а персонажи напоминают реальных киноактеров - Петров использовал образы популярных тогда Жана Габена, Пола Ньюмена, Мэла Феррера.

    В семидесятых годах фантастическая литература впала в состояние комы. Вслед за ней оказалась в прострации фантастическая анимация - созданные за десятилетие фантастические мультфильмы можно пересчитать по пальцам. Тем не менее есть один важный итог семидесятых - дебют в 1976 году фильма "Зеркало времени" безусловного лидера отечественной анимационной фантастики Владимира Тарасова.

    Попытки авторов повторить опыт пятидесятых и уйти в родственный киножанр мультипликации заканчивались порой весьма оригинально. Например, рождением новых писателей. Вот фрагмент из воспоминаний Бориса Стругацкого: "В январе 1972 года мы начали писать сценарий мультфильма под названием "Погоня в Космосе". Сценарий этот сначала очень понравился Хитруку, через некоторое время - Котеночкину, но потом на него пала начальственная резолюция (в том смысле, что такие мультфильмы советскому народу не нужны), и он перестал нравиться кому бы то ни было. И вот тогда АН взял сценарий и превратил его в сказку. Так появился С.Ярославцев - девяносто процентов А.Стругацкого и десять процентов А. и Б., вместе взятых".

    Полнометражный фантастический мультфильм д я детей "Тайна третьей планеты", поставленный по повести Кира Булычева "Путешествие Алисы", снимался около трех лет и вышел в 1981 году. Фильм о космических приключениях девочки Алисы мгновенно стал необычайно популярен не только в детской аудитории, но и получил одобрение у изголодавшейся по хорошей фантастике взрослой публики.

    "Тайна третьей планеты" положила начало настоящему ренессансу фантастической мультипликации, длившемуся около 10 лет. Все кинулись снимать фантастику! Писатели-фантасты не были готовы к такому прорыву, и оригинальных сценариев было на удивление мало (хотя А.Стругацкий, например, в 1981 году участвовал в работе над сценарием фильма "Космические пришельцы"). Поэтому за основу сценариев брались известные фантастические произведения. Больше всех повезло Булычеву - его рассказы имели добрый десяток анимационных воплощений: "Два билета в Индию" Р.Качанова, "Узники Ямагири-Мару" А.Соловьева, "Перевал" В.Тарасова, "Чудеса в Гусляре", "Копилка" и "Кладезь мудрости" А.Пулушкина - и это не полный список. Экранизировались рассказы Р.Лафферти ("Исчезатель"), Г.Уэллса ("Как потерять вес"), Р.Силверберга ("Честный контракт") и многие другие.

    Узбекский режиссер Н.Туляходжаев создал прекрасный мультфильм п рассказу Рэя Брэдбери "Будет ласковый дождь", но этого ему показалось мало, и он ушел в "большое кино", сняв по рассказам того же Брэдбери полнометражный натурный фильм "Вельд". В это же время целая плеяда талантливых режиссеров студии "Киевнаучфильм" обратила свои взгляды на мультфантастику. Продолжая традиции "тотальной мультипликации", украинский режиссер Михаил Титов экранизирует известный рассказ Стивена Кинга "Сражение" и по оригинальному сценарию киевского писателя Владимира Зайца снимает фантастическую ленту "Встреча".

    Список наших фантастических мультфильмов

    Главный звездный
    Союзмультфильм, 1966, 20:24

    Фаэтон - сын Солнца
    Союзмультфильм, 1972, 17:36

    Зеркало времени
    Союзмультфильм, 1976, 9:42

    Полигон
    Союзмультфильм, 1977, 10:14
    По одноим. расск.
    Севера Гансовского

    Контакт
    Союзмультфильм, 1978, 9:52
    муз.
    Джорджа Гершвина и Нино Роты, оранж. Поля Мориа

    Тайна третьей планеты
    Союзмультфильм, 1981, 47:16
    По повести
    Кира Булычева
    "Путешествие Алисы"

    Космические пришельцы
    Экран, 1981, 16:24
    По сценарию
    Аркадия Стругацкого

    Космические пришельцы-2
    Экран, 1983, 17:11
    По сценарию
    Аркадия Стругацкого

    Будет ласковый дождь
    Узбекфильм, 1984, 10.00
    По одноим. расск.
    Рэя Бредбери;
    премия "Золотой голубь" (Лейпциг)

    Фантадром: Взлетное поле фантазии
    Телефильм-Рига, 1984, 9:54

    Фантадром-2: Соль
    Телефильм-Рига, 1985, 9:09

    Фантадром-3: Огонь
    Телефильм-Рига, 1986, 10:00

    Два билета в Индию
    Союзмультфильм, 1985, 18:58
    По одноим. повести
    Кира Булычева

    Контракт
    Союзмультфильм, 1985, 10:03
    По расск.
    Роберта Сильверберга
    "Честный контракт"

    Сражение
    Киевнаучфильм, 1986, 9:55
    По одноим. расск.
    Стивена Кинга

    Из дневников Иона Тихого. Путешествие на Интеропию
    Азербайджанфильм, 1986, ?
    По расск. Станислава Лема "Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие четырнадцатое"

    Урок
    Арменфильм, 1987, 17:01

    Перевал
    Союзмультфильм, 1988, 30:00
    По одноим. повести
    Кира Булычева,
    песня Александра Градского на стихи Саши Черного

    Здесь могут водиться тигры
    Экран, 1989, 10:11
    По одноим. расск.
    Рэя Бредбери

    Миссия пришельцев
    Экран, 1989, 9:27

    Из пушки на Луну и далее без остановок
    Экран, 1990, 10:11

    Копилка
    Самарателефильм, 1990, 10:00
    По одноим. расск.
    Кира Булычева

    Яблоня
    Самарателефильм, 1990, 10:00
    По одноим. расск.
    Кира Булычева

    Кладезь мудрости
    Самарателефильм, 1991, 16:00
    По одноим. расск.
    Кира Булычева

    Чудеса в Гусляре
    Самарателефильм, 1991, 20:00
    По расск.
    Кира Булычева
    "Паровоз для царя"

    Вампиры Геоны
    Союзтелефильм, 1991, 9:35
    Цикл м/ф
    "Звездный мир"

    Хозяева Геоны
    Союзтелефильм, 1992, 9:58
    Цикл м/ф
    "Звездный мир"

    АМБА. Фильм первый
    Экран, 1994, 7:50
    Цикл м/ф
    "Звездный мир"

    АМБА. Фильм второй
    Экран, 1995, 9:59
    Цикл м/ф
    "Звездный мир"

    Человек в воздухе
    Союзмультфильм, 1993, 10:33
    По одноим. расск.
    Рэя Бредбери

    Узники "Ямагири-Мару"
    Экран, ?, 25:59
    По одноим. повести
    Кира Булычева

    Новеллы о космосе
    Союзмультфильм, 1973, 10:36

    Упущенная галактика
    Экран, 1989, 5:11

    Старая пластинка
    Союзмультфильм, 1982, 15:36
    По песням
    Леонида Утесова

    Юбилей
    Союзмультфильм, 1983, 31:03
    К 100-летию мультипликации, муз.
    Петра Чайковского

    «ПРИЗНАКИ РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ»
    АРМЕНФИЛЬМ, 2002 г.
    Ученый под микроскопом рассматривает земной шар. Взлетевшая с Земли ракета, пробив линзу микроскопа, проникает в череп ученого, облетает, приняв его за неизвестную планету, и не обнаруживает никаких признаков разумной жизни.

    «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
    Союзмультфильм, 1980 г.
    Подходит к концу космическое путешествие, перед посадкой Космонавт крепко засыпает. Он не слышит сигналы с Земли. Надвигается катастрофа. Когда корабль пролетает над родным домом Космонавта, раздаётся звон Будильника, заведённого Дедом и Космонавт просыпается.

    Спасибо.
     

Поделиться этой страницей